Дорогой, я - женщина. Я не хочу быть сильной и решать за двоих. Если и ты не хочешь, то давай останемся подругами и найдем себе мужиков:).
Цитата: "я не могу понять чему именно обучают библиотекарей? каким то особым навыкам раскладывания книг на полке? почему обычный начитанный человек не может это делать, пройдя 1-дневный инструктаж?"
мне и правда интересено!
Должностные обязанности. Ведет самостоятельный участок работы, проводит анализ состояния библиотечно - библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению, принимает участие в научно - исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность библиотеки. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно - библиографических услугах, ведет маркетинговые исследования. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению передового опыта в деятельность библиотеки. Участвует в подготовке сценариев для культурно - массовых мероприятий. Обобщает опыт работы библиотек, организует его внедрение в практику работы. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.
Должен знать: руководящие документы вышестоящих органов культуры по вопросам библиотечной работы; передовой опыт работы отечественных и зарубежных библиотек; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства, правила охраны труда и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты.
8 разряд (методист II категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в библиотеке не менее 3 лет.
2. Квалификационные требования.
2.1. Высшее образование, знание ПК.
2.2. Должен знать:
-основы законодательства о культуре;
-теорию и практику библиотечного дела;
основы экономики и управления библиотечным делом;
-основы трудового законодательства;
-организации труда;
-технологию библиотечных процессов: вопросы автоматизации и механизации библиотечных процессов;
-правила по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите;
-отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний.
2.3. Должен иметь четкое представление о социально-экономическом и культурном профиле района.
3. Должностные обязанности.
3.1. Осуществляет библиотечно-информационное обслуживание читателей.
3.2. Организует разработку перспективных и текущих планов работы и выполняет их. Ведет учет деятельности читального зала библиотеки.
3.3. Принимает участие в комплектовании книжного фонда читального зала и несет ответственность за его правильное формирование (работа над каталогами, списание устаревшей и ветхой литературы, изучение книжного фонда).
3.4. Ведет суммарный учет поступающей в читальный зал литературы.
3.5. Организует мероприятия, способствующие привлечению читателей в библиотеку (выходы на предприятия, в организации, школы, реклама библиотеки в средствах массовой информации).
3.6. Организует массовые мероприятия, разрабатывает сценарии.
3.7. Организует работу клубов по интересам.
3.8. Является материально-ответственным лицом, обязан обеспечивать сохранность фондов и имущества читального зала библиотеки путем их рационального учета, хранения и контроля за использованием.
3.9. Осуществляет санитарно-гигиенические мероприятия.
3.10. Осуществляет мероприятия по эстетическому оформлению читального зала (порядок на рабочем месте, художественное оформление, чистота, цветы).
3.11. Изучает и анализирует работу других библиотек района, области, страны. Внедряет передовой опыт в практику работы библиотеки.
3.12. Регулярно повышает квалификацию, знакомится с профессиональной литературой и периодическими изданиями.
3.13. Принимает участие в семинарах, совещаниях, конференциях, конкурсах, проводимых в районе, области.
3.14. Выполняет другие поручения вышестоящих руководителей связанные с производственной необходимостью
И тут у меня такие должностные обязанности:
Должностные обязанности
2.1. Главный библиограф ПЦПИ планирует работу ПЦПИ.
2.2. Своевременно выполняет плановые задания, поручения. Отвечает за качественное выполнение своих обязанностей.
2.3. Участвует в разработке методических и инструктивных материалов по вопросам функционирования ПЦПИ.
2.4. Участвует в организации обучения сотрудников библиотек правилам и навыкам работы в Интернете, а также методике поиска правовой информации в информационно-правовых системах или электронных правовых базах данных (ЭПБД).
2.5. Разрабатывает планы лекций, лекционные курсы.
2.6. Ведет ежедневный статистический учет посещений, пользователей, запросов.
2.7. Ведет «Дневник» отдела.
2.8. Оказывает помощь пользователям при их работе с MS Office, Интернетом (консультации).
2.9. Осуществляет справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей (поиск правовой информации в ЭПБД).
2.9.1. Выполняет все виды справок (адресные, библиографические, фактографические, аналитические) посредством информационных ресурсов ПЦПИ.
2.9.2. Специализируется по расширенному поиску информации в Интернете в режиме «запрос - ответ».
2.10. Выполняет копирование информации на дискету или жесткий диск, сканирование, цветное копирование, распечатку информации на принтере.
2.11. Оформляет рекламную продукцию ПЦПИ.
2.12. Принимает участие в организации и проведении мероприятий по пропаганде правовой информации.
2.13. Участвует в работе Центра по оказанию методической помощи библиотека района.
2.14. Принимает участие в научно-исследовательской деятельности ПЦПИ.
2.15. Принимает участие в разработке и внедрении новых услуг.
2.16. Участвует в санитарной обработке технического оборудования отдела.
Слушай, должностная инструкция это не очень интересно - она написана протокольным языком и зачастую непонятно что конкретно понимается под той или иной формулировкой.
2.16. Участвует в санитарной обработке технического оборудования отдела.
вот это, например, для меня звучит как "вытирает пыль со стеллажа"
Интереснее было бы если бы ты рассказала своими словами о той работе, что скрыта от глаз конечного потребителя. Посетитель библиотеки вряд ли видит что-то кроме расставления книг, каталогизации и ведения карточек непонятного назначения.
Разубеди нас!
Я бы с удовольствием узнала о "подводной части айсберга" + интересно какие предметы изучаются при получении профильного образования. Вообще всегда интересно читать посты о профессиональнрой деятельности!
А насчет своими словами - спрашивайте, что непонятно, я объясню. Иначе это сложно. Мне например может казаться, что уж это-то понятно всем, ан нет. А то, что я начну объяснять - может и так быть понятным. Так что, жду вопросов.
Так я и спрашиваю - опиши свой рабочий день, расскажи какие предметы изучаемые при получении профильного образования ты используешь в своей каждодневной работе.
Или вот еще вопрос - возьмут ли меня с высшим искусствоведческим работать библиотекарем или библиографом?.. Если нет, то почему? Каких конекретно знаний мне будет не хватать?
Большая часть того, что есть в должностной инструкции мне кажется уровнем "общего развития" - обеспыливание, сканирование... Чему таки учат пять лет в ВУЗе?
Мне каждодневно бывает необходим такой предмет, например, как "Методика составления библиографического описания". Иначе мне весьма трудно было бы найти читателю нужную информацию не только в карточных каталогах, но даже и в электронном каталоге. Плюс нужно уметь правильно составлять различные виды библиографических описаний: с автором и без автора, однотомное и многотомное, сериальное и моно-издание, а также аналитическое. На каждый вид имеются свои изюминки: тут черточка ставится, тут не ставится, вот это пишем в круглых скобочках, а вот это в квадратных. Признаюсь честно, иногда надоедает жутко! Но что делать - это ГОСТ.
Вот, для примера бф описание данной записи на дайри:
Нефрэт Фраза дня [электронный ресурс] / Нефрэт //Мысли вслух: он-лайн дневник. - 24.06.2011. - Режим доступа: www.diary.ru/~gorod-noch/p163304041.htm?from=la.... - Дата обновления: 27.06.2011.
А еще нужен такой предмет как Систематизация фонда. В большинстве массовых библиотек, таких, как та в которой я работаю, весь фонд систематизирован по ББК (библиотечно-библиографическая классификация). Классификация эта охватывает все сферы человеческого знания. С помощью ББК можно засистематизировать-зашифровать все, что угодно, начиная от направления в искусстве и заканчивая производством гаек. Делается это не просто так, а для удобства нахождения информации в фонде. Потому что это только кажется, что библиотекарь знает как выглядит каждая книжка в его фонде. На самом деле он действует так:
Приходит, например, студент и просит: дайте мне что-нибудь об обработке древесины давлением. Вот ты сможешь сходу сказать, в каком учебнике про это написано? Я тоже не смогу. Но у меня библиотечно-библиографическое образование, и я знаю ББК. Я точно знаю, что деревообработка относится к 3 разделу ББК. Отлично, лезем в систематический каталог, находим там 3 раздел. На самом первом разделителе (это такая карточка с поясняющими надписями) читаем:
30.1 Общетехнические дисциплины.
30.2 Проектирование
30.3 Сырь. Материалы. Материаловедение
30.4 Конструкции
30.6 Общая технология. Основы промышленного производства.
Так, обработка древесины давлением - это ведь технология? Значит это то, что нам нужно. Смотрим карточки с БО (бф. описанием) стоящие за разделителем с цифрами 30.6. Тут, все зависит от того много ли книг по данной тематике в библиотеке. Если да, то в раздел 30.6. будет входить и организация промышленного процесса, и товароведение, и много чего еще. Но нам нужен раздел 30.61 Отдельные технологические процессы. Находим, смотрим есть ли книги на требуемую тему. Затем идем в фонд, и выдаем читателю книги. Причем читать это гораздо дольше, чем искать)))
Впрочем, сейчас это еще проще - набираем в электронном каталоге запрос - вуаля, список книг. Но систематизацию-то знать все равно надо. Потому что прежде чем в электронном каталоге получится вуаля - все рубрики ББК, все возможные ключевые слова нужно туда занести.
Вот смысл индивидуальной работы с читателем как раз и состоит в том, чтобы каждому читателю дать по возможности ЕГО книгу.
Это я самые так сказать ходовые библиотечные дисциплины перечислила. А еще изучаются: литература русская и зарубежная, культурология и эстетика, основы экономики и основы права, теория и история литературы; документоведение; библиотековедение (какие библиотеки существуют, и чем они занимаются); библиотечный фонд (как правильно комплектовать фонд); библиографоведение (изучает теорию, историю, методику библиографии. Кстати, реально сложный предмет); библиографическая деятельность библиотек (а это то, как применять знания о библиографии на практике
Хм... Ну я как читатель, успешно пользуюсь систематическим каталогом (на карточках), который выставлен в общий доступ - меня этому научили в школе еще (отвели весь класс в библиотеку и научили). Этих знаний мне хватало, чтобы найти интересующую меня литературу и в районной библиотеке и в публичной (Российская национальная библиотека) . Я, как правило, библиотекарю приносила бумажку с указанем автора, названия и шифра... Не помню, чтобы приходила к библиотекарю с просьбой найти что-нибудь о прикладном искусстве приобья... по ощущениям, мне даже всегда казалось, что библиотекари не приходили в восторг если читатель не мог сам воспользоваться каталогом.
Что до электронного каталога, уверена, что его структуру создавали мои коллеги ИТ-шники, не имеющие специализированного предметного образования. Они просто получили заказ на автоматизацию, изучили предметную область (систему классификации и прочее) и написали соответствующее ПО.
То есть получается, что автор технического задания на Электронный каталог разбирается в предмете не хуже библиотекаря, хотя и не получал профильного образования.
Не - пока не убедила
То есть уже понятно, что необходим набор специфических знаний, но пока не понятно почему пять лет
PS Я бы честно говоря затруднилась внятно ответить чему пять лет учат искусствоведа... но там много фактологии - просто гигантские объемы информации для запонимания и анализа + общеобрзовательные курсы типа всевозможных философий, литератур, языков и т.п. А вот с техническим образованием все проще - что не предмет, то всегда понято для чего он и зачем... если конечно работать по специальности.
Тогда вот такой вопрос - есть ли угроза библиотекам от Интернета? То есть если раньше годы жизни Наполеона можно было узнать только из соответствующей литературы, то сейчас потенциальный "клиент" спросит у Яндекса... Как ты оцениваешь будущее своей специальности? Не грозит ли свеобщая информатизация тем, что в обозримом будущем библиотеки превратятся в склады?...
А вот библиотеки районного уровня, областного - те, да могут потягаться даже на сегодняшнем уровне. Ведь какая основная проблема Интернета? Невозможность проверить достоверность информации. Не так уж часто можно точно себе сказать, что да, вот эта информация, взятая с этого сайта достоверна, а невыдумана из пальца кем-нибудь, не имеющим к данной теме ни малейшего отношения. В Интернете можно найти готовую курсовую, диплом, доклад, реферат. А попробуй найти в Интернете учебники, источники и т.п. Это не так просто, и часто за это просят денежку. А в библиотеке это можно найти бесплатно. И к тому же мы библиотекари умеем искать информацию профессионально. Мы знаем как это делать. И поиск информации в Интернете не многим отличается от поиска информации в фонде библиотеки, в каталоге. Я думаю, найдется (и находится) не мало людей, которые предпочтут обратиться в библиотеку,
Единственное, нам, конечно, нужно развивать такие направления, как виртуальная справка, электронная доставка документов. Читатель сейчас пошел сильно занятой, ему уже некогда идти в библиотеку, искать материал, писать в читальном зале. Сейчас он к нам прибегает, быстренько копирует что нужно, и убегает. А в обозримом будущем, если не будут мешать любимые законодатели, мы могли бы обслуживать читателей по такой схеме: прислал запрос на электронную почту, получил ответ. Или сам, через Интернет, из дома зашел в электронный каталог, нашел нужные книги. По номеру читательского билета зашел в базу данных, где лежат оцифрованные книги, просмотрел тексты, запросил нужные тебе главы из книг, и тебе их прислали по электронной почте. Но это в идеале. А в реальности, оцифровать книжку для библиотеки не уровня национальной практически не реально. Можно запрашивать опять таки через Интернет электронные копии книг, статей в наших национальных библиотеках. Но ими можно воспользоваться только в читальном зале, и при невозможности скопировать на электронный носитель. То есть опять читатель должен приходить в читальный зал, сидеть там, изучая документы с экрана компьютера, а с собой он может унести только распечатанную копию, и опять-таки не всего текста, а лишь объем размером не более 15 книжных разворотов. Статью, правда, можно целиком.
Интересно, спасибо!
ОК - продолжаем разговор...
Если библиотеки перевести в виртуальный мир, будет ли необходимость в маленьких областных библиотеках? Получается, что в теории, если оцифровать национальные библиотеки и упростить доступ к их ресурсам через Сеть, то из любой деревни можно получить скан автографа Плутарха или что душе угодно?.. Я поняла, что библиотекарь ищет лучше обывателя, но при прочих равных это преимущество нивелируется экономической выгодой, как считаешь?
Более того, насколько мне известно, развивается такое направление как семантический поиск, который ориентируется на смысл документа в целом, не на ключевые слова.
нужно, чтобы платили соответствующие зарплаты, пенсии, чтобы люди могли иметь компьютер, оплачивать Интернет.
вместо библиотеки можно поставить информационную стойку под кодовым названием "Библиотечный портал" с принтером и доступом в сеть
К тому же, зарубежом уже есть такое, что можно получить из дома доступ к любому фонду практически любой библиотеки. Но библиотеки все равно существуют.
Совсем не в теме, но предолагаю, что при наличии доступа к любой информации из дома, библиотека превращается в что-то типа музея - копит и хранит или клуба.
Спасибо за дискуссию! Узнала много интересного!
ну вот... доказывала-доказывала...
люблю я свою работу
это главное! Я вот ни пользы особой не вижу от того, что делаю, ни любви к этому делу не испытываю
Ты увеж вшистко не ест просто...